|
Водяной
В
славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение
стихии воды как отрицательного и опасного начала.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с
рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду,
зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребёнком или лошадью.
Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного
(лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика,
опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами.
С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с
особым значением левой стороны у лешего).
Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит
доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему
также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными
жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.
Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров — сомов, карпов,
лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными
жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и
затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его
развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь
родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого
сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это
сохранилось в названии многих источников.
Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да
притом около водяных мельниц.
Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче
мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь
человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он
разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет
народ — чёртова лошадь.
Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти
поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном,
поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных
сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или
колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т.п. В
славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на
более низком уровне мифологической системы представлений, некогда
относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской
мифологии, Нептуна в римской и т.п).
Водяницы — водяные девы — бывают жёнами водяных.
Водяные соотносятся с черным цветом: им приносили в жертву черного
козла, черного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах
черных животных, любезных водяным. По поверьям, у водяного были коровы
черного цвета, он обитал в черной воде - в сказках, в частности,
серболужицких, урочище Черна Вода служит местом встречи водяных.
|
|