|
Вадьма
(от др.-рус. ведь — “знание”)
Один
из основных персонажей демонологии восточных и западных славян,
сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. По народным
представлениям, обычная женщина становилась ведьмой, если в нее
вселялся (по ее желанию или против воли) злой дух, дьявол, душа
умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или
заключала с ними сделку ради обогащения. Магическая ведовская сила
могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от
матери-ведьмы, так и приобретенной,— например, от умирающей Ведьмы,
которая передала наследнице свои колдовские знания (“своего духа”).
Считалось также, что способность женщины к ведовству могла быть
вызвана неправильным поведением ее родителей: например, если мать
кормила ее грудью “три Великие пятницы”, т.е. более двух лет; если ее
мать и она сама были рождены вне брака.
Сосуществование в Ведьме человеческого и демонического начал могло
пониматься как наличие у нее двух душ: обычной, человеческой, и злой,
демонической, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит
людям (см. Двоедушник, ведогоны).
Для
облика Ведьмы характерны, по народным воззрениям, некоторые
демонические черты или особые приметы: наличие хвостика, рожек,
крыльев. Ведьма выдает себя необычным взглядом: у нее воспаленные,
покрасневшие глаза или дикий, хмурый взгляд; ее отличает привычка не
смотреть прямо в глаза, в зрачках Ведьмы можно увидеть перевернутое
отражение человека. Обычно ведьму представляли себе старой и
безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом,
костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость,
хромота). Ведьмой часто считали одиноко живущую женщину,
неприветливую, со странностями.
Особенно опасными становились Ведьмы в большие годовые праздники, в
периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи. У восточных славян
временем их активности считались: ночь на Ивана Купалу, Юрьев день,
Благовещение, Пасха, Троица, Рождество, а у западных славян — дни св.
Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленые святки, праздник Божьего Тела, а
также канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Нападая в такие дни на людей,
пугая и преследуя их, Ведьма оборачивались жабой, кошкой, собакой,
свиньей, коровой и др. животными; птицей (сорокой, вороной, совой,
курицей, уткой); насекомыми (мухой, бабочкой, мотыльком, пауком):
могли принимать вид предметов (колеса, решета, стога сена, клубка
ниток, палки, ветки, корзины) или становиться невидимыми.
Главным
вредным свойством Ведьмы считалась способность портить скот и отбирать
у коров молоко. С этой целью Ведьма собирала росу на межах и
пастбищах, волоча по траве полотно (фартук, платок, сорочку, цедилку,
вожжи), затем выжимала ткань и поила водой свою корову или просто
вешала намокшую ткань дома и с нее обильно текло молоко. Широко
известны былички, в которых человек несознательно повторяет колдовские
действия Ведьмы, отбирающей молоко, а затем не может избавиться от
обилия молока у себя дома.
По восточнославянским поверьям, Ведьма могла “отнимать сало” у свиней
(т.е. жир с чужих свиней переходил к свиньям Ведьмы, даже если она их
не кормила); перенимала яйценоскость у чужих кур. В присутствии Ведьмы
женщины никак не могли напрясть много пряжи, т.к. вся нить шла на
веретено Ведьмы. Завязывая “завитки” (вид порчи - связанные или
сломанные колосья) во ржи, в льняном поле, Ведьма отбирала урожай в
свою пользу. Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана
Купалу Ведьма идет в чужое поле и делает там “пережин”, т.е.
выстригает во ржи узкую дорожку, собирая колоски, а вместе с ними
“забирает” весь урожай с поля.
Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних
животных, растения продукты и т.п., в результате чего люди и животные
болеют, гибнут, новорожденные не спят по ночам, плачут, домочадцы
ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, нитки рвутся,
работа не удается. На Украине и в Карпатах верили, что Ведьмы могут
наслать град ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные
светила, вызвать засуху и др. бедствия.
Для защиты от Ведьм использовались обереги. Чтобы не дать Ведьме
проникнуть во двор и в дом, на воротах укрепляли свечу, освященную на
Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья
бороны. колючие растения, затыкали в дверные щели крапиву или ветку
осины, березы, клена; возле двери хлева ставили борону зубьями вперед
или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу и др. режущие и
колющие предметы. Производили магические действия, символизирующие
возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле
круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты и т.п.
Способы
распознавания Ведьмы составляют одну из наиболее характерных
особенностей всего круга поверий о Ведьмах. Поскольку реальная живущая
среди людей женщина, изменив свой облик, причиняла вред односельчанам,
то главной целью обычаев и ритуалов, приуроченных к опасным дням
календаря, было стремление распознать ее, выследить, уличить и
обезвредить. Считалось, например, что купальский костер притягивает к
себе Ведьму, вызывая у нее физические страдания, и что она вынуждена
прийти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали также
специальные приемы, призванные привлечь Ведьм к купальскому костру:
кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками,
лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный
серп. Старались также подкараулить Ведьму в хлеву, куда она пыталась
проникнуть в облике жабы или какого-либо животного. Обнаружив возле
коровы лягушку, хозяева пробивали ей лапу или глаз, и на следующий
день оказывалось, что одна из соседок ходит с перевязанной рукой,
хромает или окривела — ее и считали Ведьмой. Иногда пойманное в хлеву
животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого Ведьма
должна умереть или утопиться. Ведьму можно было опознать во время
церковной службы (особенно пасхальной — см. Пасха — или
рождественской): она старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы
священника, не хочет выходить с крестным ходом, держит на голове
подойник, стоит спиной к алтарю и т.п. На Украине говорят, что стоит
только, проходя мимо группы женщин, сложить пальцами правой руки
“дулю” и засунуть ее под мышку левой руки, как Ведьма тут же начнет
браниться и ругать проходящего, ср. Кукиш.
Считалось также, что Ведьма не тонет в воде: во время засухи женщин
загоняли в воду в поисках Ведьмы.
Один
из стержневых мотивов быличек о Ведьмах — полеты Ведьм на шабаш. По
западнославянским поверьям, накануне Вальпургиевой ночи Ведьма мажется
жиром крота и вылетает через дымоход со словами: “Выезжаю, выезжаю, ни
за что не задеваю”. Она летит на “ведьмину гору” верхом на метле,
лопате, кочерге, косе, вилах, в ступе, на плуге, палке, лошадином
черепе, на сороке или на животных. На шабаше слетевшиеся Ведьмы
танцуют вместе с чертями, поклоняются козлу, пируют, затевают козни
против людей. В восточнославянских быличках более подробно описываются
эпизоды ночных колдовских действий Ведьмы перед полетом, за которыми
скрытно наблюдает очевидец (К: см. "Золотой Осел" Апулея). Местом
сборищ всех Ведьм оказываются перекрестки дорог, межи, горы, но чаще
всего — деревья (дуб, груша, сосна, тополь, береза), где они
веселятся, пируют, танцуют, дерутся между собой, сбивают масло и т.п.
Обнаружив следующего за ней человека, Ведьма отправляет его обратно,
наградив чудесным конем, который на самом деле оказывается помелом,
палкой, кривой березой.
Считалось, что за свою связь с нечистой силой Ведьма наказывается
трудной смертью: она не может умереть, пока не передаст своего знания;
во время агонии Ведьмы поднимается буря или появляется черная собака,
не исчезающая до самых похорон. В Полесье говорили, что Ведьма не
может умереть, пока не разберут потолок дома или пока ее не накроют
телячьей шкурой. Верили, что после смерти Ведьма по ночам навещает
свой дом; чтобы предотвратить такое посмертное “хождение”, Ведьму
хоронят лицом вниз или пробивают ее гроб осиновым колышком.
|
|