|
Валькирия
Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии
воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в
битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами
сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых
ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники,
и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии
уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников
Одина, где те совершенствовали свое военное искусство.
В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и
они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми
волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и
напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в
облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных
жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным
инеем и росой.
Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли
от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые
стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли
превращаться в лебедей.
Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому
памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем
"Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена, соответствующие их
сущности - Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава,
Скульд и другие. Многие из них, наиболее древние, не поддаются
переводу. Среди поздних наиболее известны Хлекк ("шум битвы"), Труд
("сила"), Крист ("потрясающая"), Мист ("туманная"), Хильд ("битва").
Образы исландских мифических дев-воительниц послужили основой для
создания популярного германского эпоса "Песнь о Нибелунгах". В одной
из частей поэмы рассказывается о наказании, которое получила валькирия
Сигрдрива, осмелившаяся проявить непослушание богу Одину.
Отдав
победу в бою конунгу Агнару, а не мужественному Хьяльму-Гуннару,
валькирия лишилась права принимать участие в битвах. По приказу Одина
она погрузилась в долгий сон, по истечении которого бывшая
дева-воительница стала обычной земной женщиной.
Другая валькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась
своей сверхчеловеческой силы, ее потомки смешались с богинями судьбы
норнами, прядущими у колодца нить жизни.
Скандинавы верили в то, что, оказывая влияние на победу,
девы-воительницы держали в руках судьбу человечества.
Судя по поздним мифам, идеализированные валькирии были созданиями
более нежными и чувствительными, нежели их свирепые предшественницы, и
часто влюблялись в смертных героев.
Тенденция к лишению валькирий священных чар четко прослеживалась в
сказаниях начала II тысячелетия, в которых авторы часто наделяли
воинственных помощниц Одина внешностью и судьбой реальных жительниц
Скандинавии того времени. Суровый образ валькирий использован немецким
композитором Р. Вагнером, создавшим знаменитую оперу "Валькирия".
|
|