Химера
Первое упоминание о Химере находится в шестой
песне "Илиады". Там написано, что она была
божественного происхождения - перед льва,
туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти
огонь, и убил ее, как и было предсказано богами,
красавец Беллерофонт, сын Главка. Голова льва,
брюхо козы и хвост змеи - таково самое
естественное ее описание, содержащееся у Гомера,
однако "Теогония" Гесиода приписывает ей
три головы, и так она представлена в знаменитом
бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V веком.
Посредине хребта у нее козья голова, на одном
конце змеиная, на другом - львиная.
В шестой песне "Энеиды" снова появляется
"огнедышащая Химера"; комментатор Сервий
Гонорат отмечает, что, по мнению всех
авторитетных ученых, чудовище это было родом из
Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое
название. У основания вулкана кишат змеи, на
склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины
пышет пламя и там же, наверху, логовища львов;
вероятно, Химера - метафора этой необычной горы.
Когда-то Плутарх высказал предположение, что
Химера - это имя некоего капитана с пиратскими
наклонностями, приказавшего нарисовать на своем
корабле льва, козу и змею.
Эти нелепые догадки показывают, что Химера уже
давно будоражит умы. Чем ее воображать, казалось,
удобней отождествить ее с чем ни попало. Слишком
она гетерогенна: лев, коза и змея (в некоторых
текстах дракон) сопротивлялись, не желая
образовать одно животное. Со временем Химера
превращается в понятие "химерического".
Нескладный образ исчезает, а слово остается для
обозначения невозможного. "Ложная идея, пустой
вымысел" - такое определение химеры дает
сегодня словарь.
|