Пожиратель теней
Существует любопытный литературный жанр,
возникший в разные эпохи и у разных народов, меж
собою не связанных: путеводитель покойника по
неземным пределам. "Небо и земля"
Сведенборга, гностические писания, "Бардо
Тбёдоль" тибетцев (название, которое, согласно
Ивенс-Вентц, следует переводить "Освобождение
через выслушивание на посмертной равнине") и
"Египетская книга мертвых" не исчерпывают
список подобных сочинений. В двух последних "совпадения
и различия" удостоились внимания ученых, нам
же будет достаточно повторить здесь, что для
тибетского руководства мир иной столь же
иллюзорен, как и здешний, а для египтян - он реален
и объективен.
В обоих текстах есть трибунал богов, причем у
некоторых богов обезьяньи головы; в обоих
взвешиваются заслуги и грехи. В "Книге мертвых"
на чашах весов перо и сердце; в "Бардо Тбёдоль"
- белые и черные камешки. У тибетцев есть демоны,
исполняющие должность свирепых палачей, у
египтян - Пожиратель теней.
Умерший клянется, что никого не заставил
голодать или плакать, никогда не убивал и не
принуждал убивать, не похищал погребальную пищу,
не подделывал меры, не отнимал молоко от уст
ребенка, не сгонял с пастбища животных, не сажал в
клетки пташек божьих.
Если он лжет, тогда сорок два судьи отдают его
Пожирателю теней, "у которого перед крокодила,
туловище льва и круп гиппопотама". Ему
помогает другой зверь, Бабаи, о котором мы знаем
только, что он ужасен и что Плутарх отождествляет
его с титаном, отцом Химеры.
|