|
Грифон
Сказочное животное, символизирующее господство над двумя сферами
бытия: землей (посредством своего туловища — львиного) и воздухом
(посредством своих головы и крыльев — орлиных).
«Крылатыми чудовищами» называет грифов Геродот, повествуя об их
постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит о
них Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих
«легендарных птиц».
Пожалуй, самое подробное описание найдем у предполагаемого сэра
Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых «Путешествий»: «Из этой
страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и
коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы
они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю «ипотаны»
(гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде, они наполовину
люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается
ее раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в
других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад
львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа
больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф,
разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником
или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти
на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют
чаши для питья, а из его ребер — луки».
Грифон
— огромное существо, возможно восемь футов длиной от груди до крестец,
не считая четырехфутового львиного хвоста с черной меховой кисточкой
на конце. Рост грифона достигает до трех с половиной футов в плечах.
Грифон имеет хищную голову, похожую на голову ястреба или орла с
большим крючковатым клювом и большими глазами. Но на отличие от птицы
указывают оперенные уши на верхней части головы и глаза с тяжелыми
веками. Его ужасный клюв кажется очень гибким и подвижным в том месте,
где соединяется с головой, позволяя грифону иметь мимику.
Его передние ноги похожи на ноги хищной птицы с огромными когтями,
но в отличие от птичьих, имеющих мощную костную структуру. Говорят,
что коготь грифона был размером с коровий рог. Его большие крылья
имеют размах до двадцати футов. Толстые перья, покрывающие половину
внешней стороны его тела, уступают место гладкому меху в середине.
Задняя часть грифона является львиной. Грифон окрашен почти всеми
цветами земли, от насыщенного красно-коричневого на перьях до
светло-коричневого окраса меха на львиной части тела, глаза его цвета
темного янтаря. Золотые чешуйки его передних ног и теплый
оранжево-желтый цвет основания клюва.
Типологические предпосылки этого символа можно обнаружить на
Древнем Востоке, например в ассирийских, сочетающих несколько видовых
животных признаков существах, называемых карубу, откуда произошло
еврейское херуб (херувим, один из чинов ангельских в христианстве).
Частое изображение грифоновидных существ в персидском искусстве
создало предпосылки для утверждения их в глазах иудеев как символа
Древней Персии.
В Греции грифоны символизировали уверенность в своих силах, но при
этом бдительное, проницательное могущество. Грифон фигурирует в
качестве животного, наездником которого выступает Аполлон, а также в
качестве стража золота гипербореев на далеком Севере. Грифон
указывается в качестве воплощения богини мести Немесиды, вращающим
колесо судьбы. В одной из легенд грифон символизирует высокомерие
(лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть
границы небес на летящем грифоне.
В
средние века символика грифа противоречива. В одном итальянском
бестиарии сказано, что он означает демона; обычно же он — эмблема
Христа, так и трактует его Исидор Севильский в своих «Этимологиях»:
«Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо
после воскресения возносится на небо». В XXIX песне «Чистилища» Данте
грезится триумфальная колесница, запряженная грифом; орлиная его часть
золотая, львиная — белая с алым, дабы, согласно комментаторам,
обозначить человеческую природу Христа [Стихи эти напоминают описание
Жениха в «Песне Песней» (5:10-II): «Возлюбленный мой бел и румян…
голова его — чистое золото»]. (Белое, смешанное с красным, дает цвет
плоти.) Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы,
который одновременно священнослужитель и царь. Дидро в своей
«Христианской иконографии» пишет: «Папа, как понтифик или орел,
возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как
лев или царь, шествует по земле могущественно и властно».
Представляемый первоначально в качестве дьявола — похитителя душ,
уже у Данте грифон становится символом обеих природ (божественной и
человеческой) Христа, именно вследствие владычества его на земле и на
небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона,
укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон также считается
победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка.
Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с
грифонами.
В различных ремесленных поделках (текстильные изделия,
золотокузнечество и др.) изображения грифонов весьма популярны. То же
и в геральдике, в которой Бёклер (1688) расшифровывает грифона так:
«Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и
когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».
Чаще всего знак грифона на своих гербах использовали благородные
семейства. Самым примечательным в этом смысле является грифон на гербе
Английского королевского семейства.
|
|