|
Горгуль
Гротесковое изображение человека или животного, находящееся в
архитектурном контексте, первоначально задуманное, чтобы служить в
качестве водостока, для слива дождевой воды.
Слово "Gargoyle" использует общий корень со словом "Полоскание",
оно происходит от старого французского слова "gargouille",
обозначающего "горло". В переводе получается что-то вроде "полосканье
горла". Настоящие горгульи являются водосливом, а необычное вырезанное
существо, которое не предназначено для этой цели, правильней назвать
"гротеском".
St.
Bernard Clairvaux в XII веке задавался вопросом: "Кто эти
фантастические монстры, наблюдающие в монастырях за братьями, как они
читают? Каково значение этих грязных обезьян, странных диких львов и
монстров? И зачем, с какой целью, здесь помещены эти существа,
полуживотные-полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой. И
несколько глав с одним телом. Существа со змеиными головами, рыбы с
головами четвероногих животных, половина лошади, половина козла.."
Мы можем обнаружить ответ в инструкции Римского папы Gregory's к St.
Augustine относительно обращения языческих народов в христианство:
"Уничтожьте идола. Очистите храмы святой водой. Установите там
реликвии и позвольте им естественно стать храмами истинного Бога. Но
то, что люди должны получить, не должно резко изменить их традиции, а
одна из старых традиций - жертвовать рогатым скотом демонам. Так
позвольте им продолжать в специально отведенный день убивать животных
не для жертвы, но для укрепления доверия к истинному богу, которому
они теперь поклоняются."
Другими словами, чтобы облегчить переход в христианство,
дохристианские действия и символы были включены в ритуалы католической
церкви, и в церкви стало возможно появление изображений, связанных с
дохристианской практикой.
Чтобы понимать средневековую скульптуру, вы должны представлять
средневекового человека абсолютно верящим в Бога. Собор был
проявлением их веры, местом проведения собраний и мистерий. Каждый
человек в обществе жертвовал для бога, что мог. Собор должен был быть
наиболее красивой структурой на земле, и любая задача становилась
посильной во имя Бога. Собор должен был также быть "проповедью в
камне", который мог бы легко "читаться" неграмотным обшеством. Многие
из горгулий ориентированы на эту учебную цель. Иллюстрирование историй
Библии - от Евы, протягивающей руку к яблоку, до пугающего изображения
вечного проклятия.
Но не все горгульи были ориентированы на религиозное воздействие.
Многие являются просто гротеском и одна причина этому - устойчивое
убеждение, что пугающие изображения могут отпугивать подальше "злой
алкоголь": для этого они помещали их на наружные стены здания.
Изучая горгульи, обращаешь внимание на множество голов,
отсоединенных от тел. Эта тема берет истоки в V столетии у кельтов,
которые были, фактически, охотниками за головами. Они поклонялись
отрубленным головам, полагая, что в их обладании заключена мощная
энергия: если вы посмотрите на них, то сможете это почувствовать.
Кельты часто изображали человеческую голову, украшенную листвой. А
ветви изо рта или "озелененная" голова была знаком богословия. Часто
встречаются изображения дубовых ветвей - дерева, которое было священно
у друидов. Изображения, подобные этим, принято называть "Зеленый
Человек" Голова и зеленый человек - традиционные формы, появляющиеся в
многих культурах. Они представляют жизнь человека, объединенную с
силами природы.
Большинство горгулий имеют широко открытые рты и высунутые языки.
Разинутый рот - символ поглощения гигантами, угрожающий жест, который
служит, чтобы напомнить нам, что мы являемся легкопоглощаемыми более
сильными.
Огромную радость доставляет мне созерцание изображений этих
персонажей, этих плевунов, и вот какая идея пришла мне на ум - ведь
тема горгулий может стать очень выразительной, примененная к
политикам. Ведь их изображения в виде голов с широко раскрытым ртом,
из которого в непогоду льется вода, могла бы многим из них придать
образную выразительность и ясность.
|
|