|
Голем
Мы
не вправе предположить, что в книге, продиктованной божественным
разумом, может быть что-либо случайное, даже число слов или порядок;
именно так мыслили каббалисты и, побуждаемые жаждой проникнуть в тайны
Господа, занимались подсчетом, комбинированием и перестановкою букв
Священного Писания. В XIII веке Данте провозгласил, что всякий пассаж
Библии имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и
анагогический. Шотландец Эригена, более последовательно обходившийся с
понятием божественности, еще прежде того сказал, что смыслы Писания
бесконечны, как число красок на павлиньем хвосте. Каббалисты могли бы
одобрить такое суждение, одной из тайн, которые они искали в
божественных текстах, было создание органических существ. О демонах
сказано, что они могли создавать тварей крупных и тяжелых, вроде
верблюда, но не утонченных и нежных; раввин Элиезер отрицал, что они
способны создавать что-либо меньшее по размеру, чем зерно овса.
Человек, созданный путем комбинации букв, был назван «Голем»: само это
слово буквально означает аморфную, безжизненную материю.
В Талмуде («Санбердин», 65, b) читаем:
«Если бы праведники захотели создать мир, они смогли бы это сделать.
Комбинируя буквы непроизносимых имен Бога, Рава сумел создать человека
и послать его к Раву Зера. Тот заговорил с Големом, и так как тот не
отвечал, раввин приказал:
Ты – творение волшебства, обратись снова в прах.
Оба ученых имели обыкновение каждую пятницу изучать Законы Творения и
создавать тут же трехлетнего бычка, которого они и съедали на ужин»
[Нечто похожее читаем у Шопенгауэра: «На странице 325 первого тома
своей „Zauberbibliothek“ („Библиотеки волшебства“) Хорст излагает
учение английской визионерки Джейн Лид следующим образом: Обладающий
магической силой способен по своей воле направлять и обновлять царство
минеральное, царство растительное и царство животное; посему довольно
было бы нескольким волшебникам сговориться для того, чтобы все
Сотворенное перешло в состояние райского блаженства» («О воле и
природе», VII).]
Славу Голема на Западе создал австрийский писатель Густав Мейринк; в
пятой главе своего фантасмагорического романа «Голем» (1915) он пишет:
«История эта восходит к XVII веку. Восстановив утраченные формулы
каббалы, некий раввин [Иегуда Лев бен Безалель] создал искусственного
человека – так называемого Голема, – дабы тот звонил в колокола в
синагоге и выполнял тяжелые работы. Однако то не был человек, как все
остальные, в нем едва теплилась глухая, растительная жизнь. Да и та –
лишь днем, и поддерживало ее влияние магических слов на записке,
которую ему засовывали за зубы и которая притягивала из вселенной
свободные звездные токи. Однажды перед вечерней молитвой раввин забыл
вытащить записку изо рта Голема; тот впал в неистовство и побежал по
темным улицам, убивая всех, кто попадался на его пути. В конце концов
раввин его догнал и порвал оживляющую его записку. Голем рухнул
наземь. От него осталась лишь жалкая глиняная фигурка, которую теперь
показывают в пражской синагоге».
Элеазар де Вормс сохранил формулу, по которой можно создать Голема.
Детали этой процедуры занимают двадцать три столбца в томе ин-фолио и
требуют знания «алфавита 221 ворот», который надо повторять над каждым
органом Голема. На лбу у него надо начертать слово «Эмет», означающее
«истина». Чтобы уничтожить глиняного человека, достаточно стереть
первую букву, останется слово «мет», означающее «мертв».
|
|