|
Ганиэль
Иезекиилю в Вавилоне предстало видение - четверо животных или
ангелов, "и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре
крыла", и "подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой
стороны... а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у
всех четырех". Они шли, куда их вел дух, "каждое в ту сторону, которая
пред лицом его", или его четырех лиц, возможно чудесным образом
разрастаясь в четырех направлениях. Четыре колеса, у которых ободья
"высоки и страшны", шли за
ангелами и "вокруг полны были глаз".
Воспоминания об Иезекииле вдохновили святого Иоанна, в "Откровении"
которого, в главе IV, мы читаем: "И пред престолом море стеклянное,
подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре
животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было
подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное
имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И
каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они
исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят,
свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет".
В "Зогаре", или "Книге Сияния", прибавлено, что четыре животных
зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят они на
Восток, на Север, на Юг и на Запад.
Стивенсон задавался вопросом: если такие чудеса есть на Небе, то
чего только нет в Аду! Из приведенного пассажа "Апокалипсиса"
Честертон почерпнул свою блестящую метафору ночи: "чудовище, состоящее
из глаз". Четвероликие
ангелы "Книги Иезекииля" названы "гайот" ("живые существа"); в "Сефер
Ецира" они - десять чисел, которые вместе с двадцатью буквами алфавита
послужили для сотворения нашего мира; согласно "Зогару",
ангелы эти спустились с горних высот, увенчанные буквами.
От четырех ликов "гайот" евангелисты позаимствовали свои символы:
Матфею достался
ангел, иногда в виде бородатого мужчины; Марку - лев; Луке - бык;
Иоанну - орел. Святой Иероним в своем комментарии к Иезекиилю
попытался разумно обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был
дан человек, ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку -
лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке - бык, эмблема
жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же
орел - за возвышенный полет его веры.
|
|