|
Абраксас
Абраксас (Abraxas), Абрасакс (Abrasax)
В
гностической традиции (I - III вв.): имя космологического божества.
История употребления этого слова прослеживается вплоть до Василида
(около 90 г. н.э.). Согласно доктрине василидиан (II в., Сирия),
Абраксас - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём
лице их полноту. Сумма числовых значений входящих в слово "Абраксас"
семи греческих букв (А - 1, b - 2, r - 100, a - 1, x - 60, a - 1, s -
200) составляет 365 - число дней в году ("целокупность мирового
времени"), а также число небес ("целокупность мирового пространства")
и соответствующих небесам эонов ("целокупность духовного
пространства").
Космический характер числа 7 как общего числа букв
подчёркивает придававшийся имени Абраксаса смысл некоего исчерпания
моментов бытия, окончательной суммарности. Таково же численное
значение имени Митры, персидского бога солнца, популярного у римлян и
позднее - у кельтов. Многие полагали, что Абраксас и Митра - это один
бог. Согласно греческой гематрии, Абраксас. эквивалентен "Мезону",
второму из пяти тетрахордов греческого музыкального ряда: сумма
численных эквивалентов букв обоих этих слов составляет 365. Василид
утверждал, что Абраксас выступает в роли посредника между
человечеством и Божественной Сутью.
К.У. Кинг, автор книги "Гностики и их наследие",
считает, что это слово - священное, обобщённое имя бога. Г. Хиггинс
полагает, что имя Абраксас имеет кельтское происхождение. Некоторые
исследователи утверждают, что имя этого бога происходит от еврейского
"абберака", что означает "благословенный", другие - что оно
представляет собой искажённое имя одного из египетских богов.
Иконографический облик Абраксаса, известный по
изображениям на геммах-амулетах I - II вв. н.э., - тело человека с
головой петуха (олицетворяющей предвидение и бдительность) или льва, в
одной руке у него круглый или овальный щит (солнце), в другой - плеть
(символы Мудрости и Власти), либо цеп, либо дубина. Из его тела
вырастают две опоры - Нус и Логос, символизируемые змеями (внутреннее
чувство и быстрое понимание). Рядом с изображением Абраксаса
раполагался ряд букв, несших определенное значение, часть которых
составляла слово "Абраксас".
Добродетели и атрибуты Абраксаса указывают на связь
этого божества с Солнцем и солнечным делением года.
По мнению Е. Блаватской, "Абраксас есть антитип, а
Солнце - тип", имя же "Абраксас" восходит к древней коптской или
египетской магической формуле, символически означавшей "Не вреди мне"
("Не тронь") и обращённой к божеству, как "Отцу". Эту формулу обычно
прикрепляли к амулету или талисману и носили на груди под одеждой.
Имя и образ Абраксаса имели распространение и за
пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе
позднеантичного язычества. Гностические представления об Абраксасе
переняли присциллиане; затем они были усвоены различными
средневековыми магико-алхимическими сектами. В 1852 г. в "Инфернальном
словаре" де Планси этот бог был подан как демон. Магическое слово
"абракадабра" является позднейшим искажением имени Абраксас.
В литературе XX в. ("Семь проповедей к мёртвым"
К.Г. Юнга, "Демиан" Г. Гессе, "Абраксас" Ж. Одиберти) к символу
Абраксаса обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых
потенций человеческой души. В балете немецкого композитора Вернера фон
Эгка по мотивам мифа об Абраксасе тема Абраксаса переплетается с темой
Фауста.
Как писал об Абраксасе Юнг, этот "новый бог",
"блистающий, словно лев, мгновенно раздирающий свою жертву,
прекрасный, как весенний день", Абраксас - Пан, Приап, монстр
подземного царства, клубок крылатых змей, истинный Гермафродит,
"святой творец", любовь и убийца любви, святитель и его предатель,
"наиярчайший свет дня и самая мрачная ночь безумия". "Увидеть его -
значит ослепнуть, узнать - сойти с ума, почитать его - найти смерть,
бояться его - мудрость, а спасение возможно, если не противостоять
ему", - говорит швейцарский мыслитель. В конце "Семи проповедей к
мертвым", после оды Абраксасу, автор делает вывод: "В мире том
принадлежит человек Абраксасу, который его, человека, и мир порождает
либо поглощает".
У Гессе Абраксас представляет вместе "бога и
демона", которому надо поклоняться вместо Христа; это божество,
объединяющее добро и зло, ложь и истину.
© Анна Блейз |
|