Рейтинг@Mail.ru

 

 Абраксас

Абраксас (Abraxas), Абрасакс (Abrasax)

В гностической традиции (I - III вв.): имя космологического божества. История употребления этого слова прослеживается вплоть до Василида (около 90 г. н.э.). Согласно доктрине василидиан (II в., Сирия), Абраксас - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. Сумма числовых значений входящих в слово "Абраксас" семи греческих букв (А - 1, b - 2, r - 100, a - 1, x - 60, a - 1, s - 200) составляет 365 - число дней в году ("целокупность мирового времени"), а также число небес ("целокупность мирового пространства") и соответствующих небесам эонов ("целокупность духовного пространства").

абраксасКосмический характер числа 7 как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени Абраксаса смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Таково же численное значение имени Митры, персидского бога солнца, популярного у римлян и позднее - у кельтов. Многие полагали, что Абраксас и Митра - это один бог. Согласно греческой гематрии, Абраксас. эквивалентен "Мезону", второму из пяти тетрахордов греческого музыкального ряда: сумма численных эквивалентов букв обоих этих слов составляет 365. Василид утверждал, что Абраксас выступает в роли посредника между человечеством и Божественной Сутью.

К.У. Кинг, автор книги "Гностики и их наследие", считает, что это слово - священное, обобщённое имя бога. Г. Хиггинс полагает, что имя Абраксас имеет кельтское происхождение. Некоторые исследователи утверждают, что имя этого бога происходит от еврейского "абберака", что означает "благословенный", другие - что оно представляет собой искажённое имя одного из египетских богов.

абраксасИконографический облик Абраксаса, известный по изображениям на геммах-амулетах I - II вв. н.э., - тело человека с головой петуха (олицетворяющей предвидение и бдительность) или льва, в одной руке у него круглый или овальный щит (солнце), в другой - плеть (символы Мудрости и Власти), либо цеп, либо дубина. Из его тела вырастают две опоры - Нус и Логос, символизируемые змеями (внутреннее чувство и быстрое понимание). Рядом с изображением Абраксаса раполагался ряд букв, несших определенное значение, часть которых составляла слово "Абраксас".

Добродетели и атрибуты Абраксаса указывают на связь этого божества с Солнцем и солнечным делением года.

По мнению Е. Блаватской, "Абраксас есть антитип, а Солнце - тип", имя же "Абраксас" восходит к древней коптской или египетской магической формуле, символически означавшей "Не вреди мне" ("Не тронь") и обращённой к божеству, как "Отцу". Эту формулу обычно прикрепляли к амулету или талисману и носили на груди под одеждой.

абраксасИмя и образ Абраксаса имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного язычества. Гностические представления об Абраксасе переняли присциллиане; затем они были усвоены различными средневековыми магико-алхимическими сектами. В 1852 г. в "Инфернальном словаре" де Планси этот бог был подан как демон. Магическое слово "абракадабра" является позднейшим искажением имени Абраксас.

В литературе XX в. ("Семь проповедей к мёртвым" К.Г. Юнга, "Демиан" Г. Гессе, "Абраксас" Ж. Одиберти) к символу Абраксаса обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души. В балете немецкого композитора Вернера фон Эгка по мотивам мифа об Абраксасе тема Абраксаса переплетается с темой Фауста.

Как писал об Абраксасе Юнг, этот "новый бог", "блистающий, словно лев, мгновенно раздирающий свою жертву, прекрасный, как весенний день", Абраксас - Пан, Приап, монстр подземного царства, клубок крылатых змей, истинный Гермафродит, "святой творец", любовь и убийца любви, святитель и его предатель, "наиярчайший свет дня и самая мрачная ночь безумия". "Увидеть его - значит ослепнуть, узнать - сойти с ума, почитать его - найти смерть, бояться его - мудрость, а спасение возможно, если не противостоять ему", - говорит швейцарский мыслитель. В конце "Семи проповедей к мертвым", после оды Абраксасу, автор делает вывод: "В мире том принадлежит человек Абраксасу, который его, человека, и мир порождает либо поглощает".

У Гессе Абраксас представляет вместе "бога и демона", которому надо поклоняться вместо Христа; это божество, объединяющее добро и зло, ложь и истину.

© Анна Блейз

 

 

Hosted by uCoz