Мир Фэнтези

Наверх

Главная
Хронология
Монстры
Писатели
Герои
Игры
Фантастика
Голосования
Ссылки
Гостевая
Автор

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Илья МуромецИлья Муромец

Илья Муровец. Илья Мурович. Илья Муравлении. Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшёнька. Ильюшунька, Илюха, Илёйко, Илеюшка, Елёика, Илья Иванович, Илья сын Иванович, Илья свет Иванович, Илья Иванов сын и др. — мифологизированный образ главного героя - богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с Ильей Муромцем, соединяются, контаминируются и складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех русских богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед князем Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркиваются сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Он один побивает всех врагов; его подвиги — предостережение против набегов на Киев.

Основной эпитет Ильи Муромца в былинах “старый”, “старой” подчеркивает отнюдь не возраст, а исходит из древнего значения – “сильнейший”, “мудрейший” .

Жизненный путь Ильи Муромца проработан в былинах наиболее подробно, вплоть до мифологизирования смерти (в ряде вариантов Ильи Муромца найдя клад и отдав ею князю Владимиру, монастырям и церквам, сиротам, удаляется в киевские пещеры в “каменных горах” и там “окаменевает”, как и другие богатыри).

Картина "Богатыри"В своей подвижнической жизни (на заставе богатырской, в чистом поле и в темных лесах по пути в Киев, в самом Киеве или Чернигове, на Святых горах) Илья Муромец выступает или в одиночку. или в сообществе с другими богатырями. Родственные связи оттеснены, хотя изредка упоминаются родители Ильи Муромца (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна) и даже его жена; исключение составляют только дети Ильи Муромца — сын или дочь, с которыми связан особый сюжет — бой отца с сыном , выступающим как незнакомый отцу богатырь - “нахвальщик”; в ходе поединка Илья Муромец одолевает сына и собирается его убить, но в последний момент происходит узнавание; богатыри расходятся, но вскоре сын возвращается с тем, чтобы отомстить отцу за мать; победа на стороне Ильи Муромца, убивающего противника.

О “добогатырском” периоде жизни Ильи Муромца повествуют былины, посвященные его исцелению и двухэтапному получению силы. Родившись в городе Муроме, в селе Карачарове, в крестьянской семье, Илья Муромец от рождения “без рук, без ног”, и поэтому он тридцать лет сидел сиднем на печи. Недуг был чудесно излечен. В отсутствие родителей приходят “две калики перехожие” (калики, убогие) и просят Илью Муромца отворить ворота; он ссылается на свою болезнь, но, когда его попросили второй раз, “выставал Илья на резвы ноги” и впустил калик в дом. Они дают ему “чару питьица медвяного” или просят принести ключевой воды и выпить ее; следствием было то, что “богатырско его сердце разгорелось... и он услышал во себе силушку великую”. Калики предрекают Илье Муромцу богатырские деяния и то, что смерть ему “на бою не писана”, тем не менее они предостерегают его от боя со Святогором, Самсоном-богатырем, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславичем.

Памятник Илью МуромцуПосле ухода калик Илья Муромец идет на отцовское поле, прогоняет с него скот, огораживает поле. На коне отправляется он в Киев. ко двору князя Владимира.

В чистом поле или на Святых горах он встречается со Святогором; происходит взаимная демонстрация силы, и оказывается - Святогор сильнее. Оба богатыря становятся крестовыми братьями, разъезжают по Святым горам, останавливаются у Святогора, где его жена безуспешно пытается соблазнить Илью Муромца. Умирая, Святогор передает Илье Муромцу часть своей силу. Получив эту “вторую” силу, Илья Муромец становится подлинным богатырем.

Первый подвиг был совершен им во время первой поездки в Киев, когда Илья Муромец побеждает Соловья – разбойника. Ни змеиный шип, ни звериный рев не испугали Илью Муромца, каленой стрелой он поражает Соловья в правый глаз привязывает его к седельной луке и везет в Киев. Просьбы жены Соловья отпустить ее мужа остаются втуне. Удивившись, что все Соловьи “во единой лик”, и услышав, что Соловей женит своих детей между собой, чтобы “Соловейкин род не переводился”, Илья “прирубил у Соловья всех детушек”. По пути в Киев он совершает и другие подвиги — очищает от вражеской “силушки великой” Чернигов, мостит мосты через реку Смородину. При дворе князя Владимира Илья Муромец показывает Соловья, заставляя его шипеть по-змеиному, реветь по-звериному. После этого он убивает Соловья.

Вслед за этим первым богатырским подвигом следуют другие. В Киеве появляется Идолище поганое и приводит в ужас князя Владимира, требуя от него “поединщика и супротивничка”. Илья Муромец идет на бой, но совершает просчет — не берет с собой булатной палицы, а берет саблю, которой не может убить Идолище. В поединке Илья Муромец бивает Идолище шапкой земли греческой”.

Особый цикл былин посвящен теме борьбы Ильи Муромца с татарами. Калин-царь из орды Золотой земли подошел “со своею силою поганою” к Киеву, когда там не было богатырей; он посылает к князю Владимиру татарина с “ерлыками скорописчатыми”; тот требует у князя сдать Киев-град без бою. Внезапно приехавший Илья Муромец узнает о беде и предлагает одарить Калина-царя тремя мисами — золота, серебра и жемчуга.

Илью Муромца вместе с князем, переодевшимся поваром, приходят с дарами к Калину-царю; Илья Муромец требует, чтобы татары отошли от Киева, Калин-царь приказывает связать его и “плюет Илье во ясны очи”. Тот освобождается от веревок, схватывает татарина за ноги “и зачал татарином помахивати: куды он махнет— тут улицы лежат, куды отвернет — с переулками”. Калина же он “ударил о горюч камень, расшиб его в крохи”.

Другой цикл былин — встреча Ильи Муромца во время своих дальних поездок с разбойниками, делящими награбленную казну и покушающимися убить Илью Муромца. Илья убивает “всех разбойников, сорок тысяч подорожников”.

Не всегда Илья Муромец оказывается заодно с Добрыней Никитичем. Известен сюжет об их бое между собой: выйдя победителем, Добрыня сел “на белы груди” Ильи Муромца и перед тем, как его убить, спросил его имя. Узнав, что это Илья Муромец, он целует его, просит прощения и обменивается с ним нательными крестами. В заключение крестовые братья, навестив мать Добрыни, отправляются в Киев к князю Владимиру.

Мифологический элемент сильно отступает на второй план в тех былинах позднего происхождения об Илье Муромце, где формируется сильно “социализированный” образ героя, который уже не совершает подвигов, но четко обнаруживает свою связь с городскими низами и антагонизм по отношению к князю Владимиру. В сюжете ссоры Ильи Муромца с Владимиром он, из-за того что князь забыл пригласить его к себе “на почестен пир”, выстрелил “по большим церквам”, “по чудным крестам”, “по маковкам золоченым”, которые были снесены в царев кабаки пропиты вместе с “голями кабацкими”. Наконец, князь Владимир замечает отсутствие Ильи Муромца на пиру и посылает Добрыню за ним. Илья Муромец говорит, что пойдет только потому, что его позвал “крестовый брат” Добрыня, иначе выстрелом из лука в гридню он убил бы князя с княгинею.

В другом варианте посаженному в “глубок погреб” по клевете целовальников Илье Муромцу, помогает княгиня Апраксия, тайно кормя и поя его сорок дней. Когда же, узнав об отсутствии Ильи Муромца, к Киеву подошел Калин-царь и потребовал сдать город, Апраксия признается мужу в обмане, тот выпускает Илью Муромца на свободу и просит о помощи. И.М. говорит, что готов служить “за веру христианскую”, “за землю русскую”, “за стольние Киев-град”. “за вдов, за сирот, за бедных людей, за Апраксию”, но не “для собаки-то князя Владимира”. После этого Илья Муромец побивает татар, предает смерти царя Калина, заставляет татар платить дань.

Обойденный во время общего одаривания из-за интриг бояр, пытающихся оклеветать его перед князем Владимиром, Илья Муромец ведет себя дерзко и даже буйно. В былинах более традиционного типа он, напротив, мудр, терпелив, настроен примирительно. В былинах о Сухмане и Даниле Ловчанине подчеркивается справедливость Ильи Муромца: не боясь последствий, он предостерегает князя Владимира от неверных действий.

У старика и старухи рождается могучий, но “безногий” сын. Получив чудесным образом излечение, он подобно хтоническим богатырям типа Горыни, Дубыни и Усыни вырывает дубы с корнями и бросает их в реку; запруженная на семь верст река выходит из берегов и грозит затопить весь свет . Ильюшка обращается к Господу с просьбой дать ему столб до неба, чтобы он мог перевернуть землю “вверх ногами”. Но, избавившись от хтонических черт, герой становится змееборцем. Отец - кузнец изготовляет для него булаву и далее начинается поединок между Ильюшкой и Змеем, скрывающим свою добычу за каменной стеной. Ильюшка побеждает Змея и женится на дочери короля.

(материал взят с сайта www.konkurs.maykop.ru)

Анекдоты про Илью Муромца

Ресурсы в интернете:

Илья Муроме (www.nicbar.narod.ru)

Илья Муромец (www.rql.net.ua)

Анекдоты: Илья Муромец (www.webimage.ru)

Анекдоты про Илью Муромца (www.xaxa.agava.ru)

2002-2003

 

Hosted by uCoz