Мир Фэнтези

Наверх

Главная
Хронология
Монстры
Писатели
Герои
Игры
Фантастика
Голосования
Ссылки
Гостевая
Автор

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Картина "Богатыри"Добрыня Никитич

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь. “Средняя” позиция Д.Н. объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разойдутся. В одних былинах ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ выступает в сообществе с Ильёй и/или Алешей, в других — с иными богатырями (Дунай, Василий Каземирович), в третьих — в одиночку.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ по происхождению — воин. Он родился в Рязани и был сыном богатого гостя Никиты Романовича. Отец его умирает, когда ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ был еще ребенком или даже находился во чреве матери. Его воспитывает мать Амелфа Тимофеевна, благодаря которой ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ отдают в учение, где он “научился в хитру грамоту”. Его “вежество”, знание манер постоянно подчеркивается в былинах: он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры — татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его “княженецкий” дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто находится при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Василий Каземирович, посланный князем Владимиром со сложным поручением собрать дань в Орде, просит себе в спутники ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ и змей выступает как змееборец. Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда “стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать”. Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Несмотря па предостережения матери и красных “девушек-портомойниц”, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ вступает в воды реки, которая оказывается или враждебной герою (из первой струйки “огонь сечет”, из другой — “искра сыплется”, из третьей — “дым столбом валит”), или предательской по отношению к нему: как только третья “относливая” струя вынесла его на середину реки, прилетает Змей Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ несколько раз ныряет в глубь реки, прежде, чем оказывается на берегу, и, вступив в поединок, сокрушает Змея “шапкой земли греческой”. Тот пал на сыру землю. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ хочет срубить “змеищу” головы. Змей вымаливает пощаду, но. пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву (Запаву) Путятишну. Князь Владимир поручает ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ освободить ее: он достигает “нор змеиных” (пещер), спускается в них, освобождает Забаву Путятишну и “полоны русские”.

Поединок ДОБРЫНИ НИКИТИЧА со Змеем имеет некоторые параллели в других былинах, изображающих бой ДОБРЫНИ. Противниками героя в таких случаях выступают как принципиально враждебные и вредоносные существа типа Бабы Яги, поляницы, так и богатыри своего же круга (ср. бой ДОБРЫНИ НИКИТИЧА с Дунаем и примирение их с помощью Ильи Муромца и Алеши Поповича; бой с Ильёй Муромцем; бой с Алешей Поповичем).

Другой важный сюжет — ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ и Маринка (Марина, Марина Игнатьевна, от лат. ignis “огонь”, т. е. “огненная”, ср. Огненного Змея). Маринка не только женщина вольного поведения, принимающая у себя  Змея   Тугарина, но она “отравшица”, “зельница”, “кореньщица”. “чародейница” (см. Ведьма), изготовляющая приворотные зелья. срезающая следы с земли и сжигающая их с целью нанесения вреда; употребляющая колдовские чары и, в частности, обращающая людей в животных и сама умеющая оборачиваться сорокой, завлекает и Змея Тугарина, и ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА к себе в дом, находящийся в дурном месте — Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ видит целующихся голубей у окошка (или даже целующихся Маринку и Змея). Он пускает в них стрелу, но или никого не убивает, или убивает Змея. Маринка заманивает к себе ДОБРЫНЮ и предлагает ему себя в жены. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ удерживается от соблазна, но она пускает в ход колдовские чары. Когда попытки Маринки кончаются неудачей, она превращает ДОБРЫНЮ в “гнедого тура”. На помощь приходит мать ДОБРЫНИ НИКИТИЧА. Маринка оборачивается птицей, летит к ДОБРЫНЕ — туру и обещает вернуть ему человеческий облик, если он женится на ней. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ соглашается с тем. чтобы, став снова человеком, жестоко казнить ее; в других вариантах мать ДОБРЫНИ НИКИТИЧА обращает Маринку в “кобылу водовозную”, “суку долгохвостую” или в сороку.

Еще один известный былинный сюжет рисует ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА сватом, добывающим для князя Владимира невесту. На пиру Владимир описывает, какой должна быть его невеста. Богатырь Дунай Иванович указывает на Апраксу - королевишну, дочь литовского короля, как  носительницу соответствующих качеств. Вместе с ДОБРЫНЕЙ НИКИТИЧЕМ они добывают невесту князю. Добывание невесты родственником (старшим) жениха принадлежит к числу архаичных элементов былины; вместе с тем оно связано с историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, когда князь Владимир посылает Добрыню к Рогволоду в Полоцк просить его дочь стать невестой Владимира.

Впрочем, известны былины и о женитьбе самого ДОБРЫНИ НИКИТИЧА на полянице Настасье, иногда соединяемые с мотивами купания в реке и поединка со Змеем. Наконец, общеизвестен круг былин с сюжетом “муж на свадьбе собственной жены”: ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ надолго уезжает в чисто поле в поисках “супротивника”, своей жене Настасье Никулишне он завещает ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за Алешу Поповича жена верно ждет своего мужа. Алеша приносит ей ложную весть о гибели ДОБРЫНИ, князь Владимир выступает как сват, просящий Настасью выйти замуж за Алешу; она против воли вынуждена согласиться, во время свадебного пира появляется ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ в одежде калики или скомороха и просит разрешения потрать на гуслях — тогда Настасья узнает в неизвестном певце мужа.ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ наказывает Алешу за обман. Илья Муромец выступает примирителем. напоминая, что ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ и Алеша “братьица крестовые”; все признают моральное превосходство ДОБРЫНИ НИКИТИЧА и неправоту Алеши.

(Материал взят с сайта www.konkurs.maykop.ru)

2002-2003

 

Hosted by uCoz